ЭлектропроводностьХарактеристика, определяющая способность материала проводить электрический ток
Литературная эпоха Камоэнса
Иностранные языки
Вторую половину XVI ст. в Португалии справедливо называют эпохой Камоэнса. Все, что вызревало и формировалось в предыдущие десятилетия, отобразилось в его искусстве. Овладев традиционными формами стихосложения, он превзошел в мастерстве и адептов итальянской поэтики. Камоэнс усвоил уроки гуманистов, но по философской широте и утонченности классических реминисценций в его поэзии ощутим опыт странствований, войн, злоключений.

А. Феррейра писал об эпопее, которая бы воскресила классическое совершенство и подняла на невиданные высоты португальский язык; историки мечтали увековечить подвиг нации; ученые — подытожили то, что внесли португальцы в мировое знание. Камоэнс соединил все, будто хотел синтезировать культурный взнос Португалии. Как настоящий художник Возрождения, и личный, и национальный опыт Камоэнса поднял к общей философской концепции мира и человека. О жизни Камоэнса сохранилось очень мало достоверных фактов. Даже дату его рождения можно установить приблизительно, беря во внимание армейский список 1550 г., в котором он записан двадцатипятилетним. Вероятно, он родился в Лиссабоне, в обедневшей дворянской семье, получил неплохое образование, прослушал курс в университете Коимбри.

Как свидетельствуют современники, Камоэнс умер в бедности и был похоронен на пожертвования. Лирика Камоэнса была собрана по спискам и впервые опубликована в 1595 г. писателем Ф. Р. Либо. В следующих изданиях (1598, 1916 и т.д.) ряд поэзий добавили, а авторство многих других, наоборот, подвергли сомнению. Текстология поэзии Камоэнса и сегодня ставит немало нерешенных проблем.

Значительно насыщеннее в философском и поэтическом планах стихи Камоэнса в «новой манере», которую португальцы позаимствовали в итальянской поэзии. Камоэнс писал сонеты, элегии, эклоги, оды и песни. Во всех жанрах, а особенно в жанре сонета, Камоэнс был мастером, достигая удивительной музыкальности и отчеканенной афористичности многих строк. В основе любовной лирики Камоэнса — неплатоническая концепция любви. Любимая — «замечательная», «благородная», «яркая» дама, Сеньора, взгляд которой рождает в душе поэта непреодолимое стремление к Красоте и Благу. Любовь — это мучительное, всегда связанное с тоской и страданием духовное восхождение к идеалу. В сонете «Кто любит, растворяется в любви» изложена своеобразная пропедевтика неплатонической любви: силой воображения влюбленный перевоплощается в любимую, духовно сливается с ней. И «если моя душа слилась с ее душой, чего хотеть и желать телу?»

Во многих стихах Камоэнса просматриваются неуверенные очертания личной жизни: длинная вынужденная разлука с любимой, заключение, смерть любимой женщины, вероятно, во время корабельной аварии. Цикл сонетов , посвященных Динамени, которая погибла в море, резко выделяется простотой, искренним волнением. Характерным является уже даже обращение к героине цикла: поэт называет ее не Дамой или Сеньорой, а значительно любимее, проще: «подруга», «моя нимфа» и т.п. Тем не менее, искренность и естественность в лирике Камоэнса не обязательно связаны с какими-то конкретными ситуациями: даже в наиболее метафизически-абстрагированных стихах отчасти неожиданно проступает внутренняя реальность — реальность чувства, реальность духовного опыта, который дает основания литературоведам утверждать, что Камоэнс был предшественником романтизма в поэзии.

В философской лирике Камоэнса по обыкновению подчеркивают трагическую доминанту — темы несогласия человека и мира, своеволие случая, всеразрушающей силы времени, страшного хаоса. Часто даже относят лирику Камоэнса за границы искусства Возрождения, усматривая в ней одни из первых проявлений барокко. Вопреки этому, Камоэнсе, как и другим художникам позднего Возрождения, присуще глубокое и неизбежно трагедийное мировосприятие.

Раздумья Камоэнса о мире, управляемом деспотической Фортуной, о неустойчивой человеческой судьбе, о несоответствии мира и общества идеальным представлением и порывам человека — это отражение общих идей Ренессанса в призме личной драматической судьбы поэта и трагической национальной ситуации. Скорбь Камоэнса во многих сонетах достигает таких высот трагизма, которые можно сравнить с трагизмом знаменитой эпитафии Микеланджело или монологов Гамлета.

Эпическая поэма Камоэнса «Лузиады» одно из наиболее значительных, новаторских произведений Возрождения. Новаторская самобытность поэмы основывается на глубоких связях с традицией и всей современной поэту культурой. «Лузиады» — настоящая эпопея. Даже наследование в построении сюжета (совет богов, заступничество или недовольства богов как двигатель фабулы, разнообразные мифологические образы и мотивы) органически объединяется с изложением исторических событий, с развесистыми описаниями естественного мира и этнографических памяток. Камоэнс не возражает открыто ни одной из отображенных точек зрения. Он смотрит на них эпически, будто понимая частичную правильность каждой. «Дедушка» сравнивает путешествие Гамы с отступничеством Адама и честолюбивыми порывами Икара. Так из библейской и античной параллелей начинается тема самопознания человека и его соперничества с богами. Эта основная ренессансная тема и становится главной в поэме.





Спонсор публикации:
 
 
© 2009-2011 Копирование запрещено
При копировании информации обратная ссылка обязательна